Административный надзор в РФ — установленная законодательством система мер наблюдения за некоторыми категориями осужденных, отбывших наказание за тяжкие преступления.
Основной задачей административного надзора является предупреждение совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, новых преступлений и правонарушений, путем оказания на них индивидуального профилактического воздействия.
Установление административного надзора, а также его продление и досрочное прекращение возможно только в судебном порядке. Инициаторами судебного процесса могут быть исправительные учреждения, органы внутренних дел, поднадзорные лица либо их представители.
К лицу, находящемуся под административным надзором, могут применяться следующие административные ограничения: запрещение выезда или ограничения времени выезда за пределы района (города), явка в орган внутренних дел для регистрации от одного до четырех раз в месяц, запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях.
Статьей 314.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за уклонение от административного надзора.
Федеральным законом от 18.07.2017 № 159-ФЗ «О внесении изменений в статью 314.1 УК РФ» внесены существенные изменения в статью 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Теперь состав преступления образует неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения:
против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 КоАП РФ),
посягающего на общественный порядок и общественную безопасность,
посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность,
предусмотренного частью 7 статьи 11.5 КоАП РФ (управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо уклонение лица, управляющего воздушным судном, от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения),
предусмотренного статьей 11.9 КоАП РФ (управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения),
предусмотренного статьей 12.8 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения), либо статьей 12.26 КоАП РФ (невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения).
Кроме того, установлено, что самовольное оставление поднадзорным лицом помимо места жительства или пребывания также места фактического нахождения в целях уклонения от административного надзора, будет являться основанием для применения к такому лицу мер уголовного воздействия.