От небрежности до преступления…
Среди уголовных дел, которыми занимается областное следственное управление СКР, немало таких, которые не имеют отношения к убийствам и другим преступлениям против личности и всё же несут в себе человеческие трагедии. Это дела по ст. 238 УК, которая карает за некачественное исполнение услуг с тяжелыми последствиями. В основе их, как правило, лежит наплевательское отношение должностных лиц к своим обязанностям, надежда на русский авось. И. о. руководителя Ивановского межрайонного следственного отдела СУ СКР Александр Фёдоров расскажет о самых резонансных случаях, которые расследует его отдел.
28 декабря 2021 года. Лежневский район, Сабиново
Массовое отравление людей угарным газом
– Александр Валерьевич, в конце прошлого года в Лежневском районе семья из трех человек отравилась угарным газом, из пострадавших выжил только один.
– 28 декабря из Лежневского отдела полиции поступило сообщение о том, что бригадой скорой помощи из квартиры в деревне Сабиново один из членов семьи госпитализирован в областную больницу. На месте констатирована смерть двух людей: учительницы младших классов и ее взрослого сына. Выжил глава семьи.
Справка. Александр Фёдоров работает в Следственном управлении с 2010 года. Окончил Ивановский энергоуниверситет, после чего служил в в/ч 94738 (аэродром "Северный"), откуда был прикомандирован в военную прокуратуру Ивановского гарнизона. Поступил на заочное отделение юрфака ИвГУ, работал в Следственном комитете при облпрокуратуре. После образования СКР был следователем в Шуе, старшим следователем в Октябрьском районе в Иванове, замруководителя Шуйского следственного отдела... Сейчас занимает должность замруководителя Ивановского межрайонного следственного отдела, одновременно исполняя обязанности руководителя.
В ходе неоднократных осмотров квартиры мы установили ряд нарушений федерального законодательства, в том числе при обслуживании газового оборудования и системы вентиляции (дымоходов). Вентиляционные каналы были забиты, газовый котел и колонка эксплуатировались с нарушениями. Из представленных газовой службой документов следует, что в сентябре ее сотрудники осматривали оборудование, но неисправностей не выявили, хотя они имелись. При наличии хоть малейших нарушений необходимо ограничить доступ газа во избежание негативных последствий. Этого сделано не было.
– По результатам расследования принимались какие-то меры?
– Уголовное дело расследуется всего лишь месяц. В частности, мы назначили три технические судебные экспертизы: специалисты проанализируют изъятую документацию, произведут соответствующие замеры, исследуют состояние газового оборудования, ознакомятся с показаниями свидетелей, которые были допрошены. Тогда можно будет сделать выводы о причинах отравления людей угарным газом.
– То есть по этому делу подозреваемых пока нет?
– Нет. Основными доказательствами для нас будут заключения технических и технологических судебных экспертиз, которые установят, кем были допущены нарушения – обслуживающими организациями или самими жильцами. Только тогда можно будет делать выводы о тех, кто должен ответить за случившееся.
Мы не исключаем, что причиной трагедии могли стать нарушения, допущенные самими жителями. Ведь при монтаже газового оборудования необходимо согласовывать проекты его установки, знать точные параметры плиты, колонки, котла. Кроме того, сейчас рекомендовано устанавливать на пластиковые окна клапаны, которые обеспечивают приток воздуха в помещение. Однако в указанной квартире данных клапанов не было.
– Хозяева должны ставить их за свой счет?
– Да, нужно обговаривать этот момент с компанией, которая устанавливает окна. Экономить на этом нельзя… Кстати, многие жители, пытаясь сэкономить, сами монтируют конструкцию дымохода, что-то придумывают, изготавливают детали газового оборудования. В областном центре, я знаю, немало трагедий произошло из-за того, что жители самостоятельно вносят конструктивные изменения в систему ВДГО. Иногда граждане для создания "эстетичного" интерьера кухни пытаются что-то спрятать, удлиняют кожух (а он должен иметь определенное расстояние до вытяжки). Эти изменения в дальнейшем могут привести к большой беде.
28 сентября 2020 года. Ивановский район, Подвязновское
Гибель ребенка в тепловой камере
– Недавно пресс-служба СУ СКР сообщила, что сотрудники вашего отдела завершили расследование уголовного дела о гибели шестилетнего мальчика, утонувшего в окрестностях Подвязнова…
– Дети гуляли по железнодорожным путям, рядом с ТЭЦ-3. Увидели колодец без ограды, похожий на небольшой бассейн. Ребята бегали по провалившимся плитам, рядом с трубами, которые входят в землю. Колодец имел отверстия под люки, которые должны быть закрыты и полностью изолированы, но всё было открыто. Один мальчик провалился в эту тепловую камеру. Глубина сточных вод была небольшой, около 1,2 метра, но этого хватило, чтобы ребенок начал тонуть. Дети растерялись и помочь не смогли. Мальчик погиб.
В этом случае мы предъявили обвинение замдиректора по эксплуатации оборудования "Инвестэнерго" по ст. УК "Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности смерть человека". Сначала уголовное дело расследовалось по той же ст. , что и при отравлении угарным газом, – "Некачественное оказание услуг, повлекшее смерть". Но в данном случае конструкция (тепловые сети и тепловая камера) согласно схеме являлась опасным производственным объектом, а это уже потребовало иной квалификации уголовного дела.
Здесь были нарушены требования промышленной безопасности, неукоснительное соблюдение которых ответственное лицо должно было строго контролировать. И именно нарушение этих требований привело к гибели ребенка.
– А крышек у люков почему не было? Может быть, их украли?
– Каких-либо сведений о хищениях мы не установили. Просто в бетоне зияли незакрытые отверстия. В них можно было провалиться в любой момент и не только в люк. Следователь внес представление, после чего нарушения устранили: всё закрыли плитами.
– Видимо, в этом деле доказать вину было не так сложно, состав преступления налицо?
– Я бы не сказал, что легко. Мы изучили большую нормативно-правовую базу, где прописаны требования промышленной безопасности. Оценили, соблюдались ли они. Мы установили, что обвиняемый должен был обеспечить надлежащее содержание, эксплуатацию объекта.
Кроме того, выяснилось, что замдиректора знал: тепловая камера находится в открытом состоянии, отсутствует конструкция в виде плиты перекрытия и люков. Об этом ему сообщил мастер участка. Но руководитель никаких мер к восстановлению сооружения камеры не предпринял, не обеспечил ее безопасность и исправное функционирование.
– У него в должностных обязанностях это указано или ответственность в этом конкретном случае подразумевалась "по умолчанию"?
– Это было прописано именно в должностных обязанностях обвиняемого.
21 января 2021 года. Кохма
Мужчина погиб от ожогов в подъезде собственного дома
– Дело о гибели мужчины в Кохме, которого в подъезде дома насмерть ошпарило кипятком из разорвавшейся трубы, тоже вызвало резонанс. На каком этапе сейчас находятся следственные действия?
– Подозреваемый по данному делу, директор управляющей организации, находится на больничном, в связи с чем мы временно не можем продолжить следственные действия... Мы установили, что этот дом по улице Машиностроительной переходил от одной управляющей компании к другой и обе "управляшки" не устранили эти нарушения, в результате чего один из жильцов погиб, упав на конструкцию и получив термические ожоги, не совместимые с жизнью.
– А до этого ЧП какие-то жалобы от жильцов поступали?
– Нет. Металлические трубы с полиэтиленовыми стыками располагаются при входе в подъезд. Та зима была тоже морозной, а пластик имеет свойство промерзать. Мы полагаем, что в том числе воздействие низких температур на эту конструкцию привело к тому, что упавший человек ее повредил. Выпускной клапан лопнул, произошел разрыв труб на стыке и из них под давлением хлынула горячая вода. Мужчина получил ожоги и скончался в больнице.
– Почему же он упал на эти трубы?
– В данном случае это не имеет значения. Споткнулся, запнулся… Жильцы дома говорили, что мужчина иногда выпивал, но если и так, такого не должно было случиться, если бы ответственные лица соблюдали правила безопасности. Эта конструкция, элеватор, не должна находиться там, где постоянно ходят люди. Однако речь идет о двухэтажном здании, построенном в 1950-х годах, там нет подвала. Но в таком случае отопительный узел нужно было как-то закрыть, оградить. Туда кто угодно мог попасть, дети в том числе.
Проблема старых советских построек, мне кажется, стоит остро. Всему же есть свой срок, предел. Нормы совершенствуются, появляются новые требования законодательства, которые нужно соблюдать. И разрабатывать эти нормы заставляют как раз такие трагические факты. И их, к сожалению, не становится меньше.
– Вы тоже выезжали на это происшествие?
– Конечно, и не один раз. Всё осматривали, замеряли… Управляющая компания, конечно, сразу всё исправила. Установили ограждение в виде металлической конструкции.
– То есть, даже избежав огромных дорогостоящих переделок, можно было сделать тепловой узел безопасным?
– Да, и человек был бы жив. Он бы туда просто не упал.
Беседовал Андрей ГЛАДУНЮК