НовостиПрокуратура Ивановской Области

Прокуратура Лухского района разъясняет: Право граждан на свободу и личную неприкосновенность.

19 сентября 2016г. 15:31

Одним из самых высоких проявлений человеческого естества является такое уникальное благо как свобода. Именно свобода выражает смысл человеческой жизни, то самое значительное и высокое, что может и должно дать людям действительное счастье и жизненное удовлетворение. Благодаря свободе личность становится автономной, получает возможность распоряжаться своей судьбой, менять   место жительства, род занятий, придерживаться того или иного вероисповедания, традиций и т.д.

В современном обществе на страже свободы личности стоит закон, который, с одной стороны, обеспечивает свободу и самовыражение личности, но, с другой – ограничивает стремление отдельных индивидов реализовывать собственное право на свободу в ущерб свободе других лиц, а также интересов общества и государства.

  Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22). В числе преступлений против свободы Уголовный кодекс Российской Федерации называет следующие: захват заложника (ст. 206), похищение человека (ст. 126), незаконное лишение свободы (ст. 127), торговля людьми (ст. 127.1), использование рабского труда (ст. 127.2), незаконное помещение в психиатрический стационар (ст. 128).

 С другой стороны, жестко регламентируется процедура ограничения права на свободу и личную неприкосновенность со стороны специализированных государственных структур. Та же статья 22 Конституции Российской Федерации гласит, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон «О полиции», который детально регламентирует порядок осуществления сотрудниками полиции такой меры государственного принуждения, как задержание. Задержание рассматривается с позиций как административного, так и уголовно-процессуального законодательства. Полиция имеет право задерживать: лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу; лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок; лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста; лиц, находящихся в розыске; лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях; военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления; лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера; лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа; лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты; лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих; лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение; лиц, в отношении которых поступило требование иностранного государства о выдаче.

Законом установлен алгоритм действий сотрудника полиции, намеревающегося осуществить задержание. Сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. При этом сотрудник полиции также обязан разъяснить задержанному лицу его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Законодательство об административных правонарушениях (ст. 27.5 КоАП РФ) предусматривает, что, по общему правилу, срок административного задержания не должен превышать три часа. Исключения предусмотрены в частях 2 и 3 указанной статьи. Например, для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Равным образом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

В любом случае, задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в установленном законом порядке.

Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

О задержании лица составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица. Указанный протокол подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Рассмотренная здесь процедура обеспечивает право на свободу (и личную неприкосновенность) и любое   отступление от нее, может быть  основанием  для вмешательства органов прокуратуры. Именно прокурор имеет полномочия немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше установлено срока.

Источник: http://prokuratura.ivanovo.ru/%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%ba%d1%83%d1%80%d0%b0%d1%82%d1%83%d1%80%d0%b0-%d0%bb%d1%83%d1%85%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be-%d1%80%d0%b0%d0%b9%d0%be%d0%bd%d0%b0-%d1%80%d0%b0%d0%b7%d1%8a%d1%8f%d1%81%d0%bd-4/