Основной документ, которым установлены требования к производству и продаже алкоголя – Федеральный закон от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – закон).
Согласно этому закону, алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта. Она подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о наименовании, цене, производителе, стране происхождения, объеме, крепости, соответствии требованиям ГОСТ и другие.
В 2016 году у покупателей появилась возможность самостоятельно проверить подлинность алкогольной продукции.
В действие введена Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) – это база данных, в которой содержится вся информация обо всей алкогольной продукции либо производимой на территории России, либо ввозимой из других стран.
С 1 июля 2016 года организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских поселениях, обязаны фиксировать розничную продажу в ЕГАИС, т.е. сканировать акцизные марки и отправлять данные о продажах в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка. Продажа каждой бутылки или коробки алкоголя фиксируется в онлайн режиме в системе ЕГАИС. Вместе с купленным товаром покупатель получает от кассира чек с двумерным штрихкодом. Этот код подтверждает, что факт продажи зафиксирован в ЕГАИС. При этом код на чеке один вне зависимости от количества купленного спиртного. Покупатель может проверить подлинность алкоголя, считав этот код с помощью программы в смартфоне.
Прокуратура разъясняет, что за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 14.16 КоАП РФ.
Так, розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
В случае, если алкогольная продукция не соответствует требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, ответственность наступает по ст. 238 УК РФ. Уголовная ответственность установлена за производство, хранение, перевозку, сбыт такой продукции, а равно неправомерные выдачу или использование официального документа, удостоверяющего соответствие товара требованиям безопасности.
За совершение данного преступления предусмотрены такие виды наказаний как штраф, обязательные работы, ограничение свободы либо лишение свободы (ч. 1 ст. 238 УК РФ).
В случае наступления смерти двух или более лиц виновное лицо может быть осуждено к лишению свободы на срок до 10 лет (ч. 3 ст. 238 УК РФ).
Прокурорскими проверками, проведенными в 2016 году, в деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, выявлено более 100 нарушений закона.
Они касались реализации алкогольной продукции без лицензии, с истекшим сроком годности, с использованием поддельных товарных знаков (акцизов), отсутствия сопроводительных документов на продукцию, неправильного оформления ценников, ненадлежащего ведения учета реализованной алкогольной продукции, несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований.
Имели место факты реализации через розничные сети алкогольной продукции, содержащей признаки контрафактности.
Так, Кинешемским городским прокурором, Шуйским межрайонным прокурором и прокурором Фрунзенского района в организациях общественного питания и в магазинах выявлена алкогольная продукция, на которую отсутствовала необходимая документация, подтверждающая ее безопасность, акцизные марки не соответствовали федеральным стандартам. Сомнительная алкогольная продукция была изъята и направлена на исследование, которое показало, что она представляет собой раствор технического спирта, изготовленный кустарным способом, опасный для здоровья человека.
По всем фактам прокурорами в органы предварительного расследования направлены материалы проверок для решения вопроса об уголовном преследовании по ч. 1 ст. 238 УК РФ, по результатам рассмотрения которых возбуждены уголовные дела.
В соответствии с п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 продажа алкогольной продукции дистанционным способом не допускается.
При осуществлении мониторинга информации размещенной в сети Интернет органами прокуратуры области выявлены 3 интернет – ресурса, через которые осуществлялась дистанционная продажа алкогольной продукции. По фактам выявленных нарушений прокурорами в суды направлены исковые заявления о признании информации, размещённой на указанных интернет-ресурсах, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Прокуратура области призывает граждан не приобретать алкоголь у частных лиц, а также дистанционным способом, о фактах нелегальной торговли сообщать в органы полиции.