Статьей 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. С 13 августа 2019 года Федеральным законом от 02.08.2019 № 308-ФЗ «О внесении изменения в статью 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» уточнено, что понимается под такими специальными техническими средствами.
Так, «Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) на другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации и (или) получения информации с технических средств ее хранения, обработки и (или) передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя».
Также с целью отграничения указанных технических средств от разрешенных в обороте устройств с функциями записи информации уточнены характеристики устройств, которые не относятся к средствам для негласного получения информации. Так, не являются спецсредствами находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации и (или) геолокации, с открыто расположенными на них органами управления таким функционалом или элементами индикации, отображающими режимы их использования, или наличием на них маркировочных обозначений, указывающих на их функциональное назначение, и программное обеспечение с элементами индикации, отображающими режимы его использования и указывающими на его функциональное назначение. Таким образом, находящиеся в свободном доступе смартфоны, диктофоны, видеокамеры и иные устройства, которые изначально оборудованы функциями записи информации, и это отражено в их технических характеристиках, не относятся к специальным техническим средствам. Главное их отличие от «шпионских» устройств – отсутствие цели придания устройству особенных свойств, позволяющих негласно получить информацию без ведома ее обладателя.
Однако если таким устройствам преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом будут приданы новые свойства, позволяющие с их помощью тайно получать или накапливать охраняемую законом тайну, то устройства в переработанном виде будут являться спецсредствами для негласного получения информации.
Приобретение, производство и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, влекут наказание вплоть до лишения свободы на срок до четырех лет.
В то же время следует отметить, что любое незаконное получение информации даже с помощью разрешенного к обороту устройства (телефона, видеокамеры, диктофона и т.д.) также влечет уголовное наказание (например, ст. 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни», ст. 183 УК РФ «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну»).
Аналогичным образом теперь понимаются специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, в статье 20.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает административную ответственность за нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, при наличии специального разрешения (лицензии), а также нарушение правил разработки, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, а также порядка сертификации, регистрации и учета специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.