Несмотря на внушительную цифру в тысячу преступлений, Следственный комитет в этом году получил только 108 сообщений о коррупции. Большая часть продолжилась возбуждением уголовных дел. Под соблазн избежать наказания или достать лёгких денег попадают люди самых разных должностей. 2019 год. К мировому судье пришёл инспектор ГИБДД. Мужчина рассказал, что скоро в суд поступят материалы об административном правонарушении. С намёком, что нарушитель хочет избежать правосудия. Цена вопроса - 100 тысяч рублей. Дело сделано, компрометирующие документы изъяты.
Наталья Сафонкина, следователь по особо важным делам СУ СКР области: «Одной из версий совершённого преступления было воспрепятствование осуществления правосудия. В связи с этим изначально проверялась версия, что данные документы могли пропасть совершенно при иных обстоятельствах, не связанных с получением-дачей взятки. То есть на первоначальном этапе проверялись даже лица, которые осуществляли отправку почтовой корреспонденции, его получения».
Через полиграф прошли практически все: от почтальона до секретарей. Сложность раскрытия преступной цепочки была в том, что дело возбудили спустя год после дачи взятки. И некоторое время назад был вынесен обвинительный приговор. Четыре человека, из которых трое - бывшие сотрудники ГИБДД, получили срок. К двум годам колонии приговорили и бывшего мирового судью. Между тем, преступления в области коррупции становятся всё более изощрёнными, признаются следователи. Однако многие выдают сами себя, даже не подозревая этого.
Владимир Разгуляев, следователь по особо важным делам СУ СКР области: «В частности, группа сотрудников ГИБДД, получавших взятки за оформление фиктивных ДТП, также активно переписывалась в мессенджерах, в средствах мобильной связи. Всё это было путём производства компьютерных исследований зафиксировано и использовано в доказывании».
Подобных примеров много. В некоторых случаях следователи прибегают к снимкам со спутников, которые также становятся частью доказательной базы. Нередко злоумышленники пользуются и должностными полномочиями, как это было со службой ветеринарии. Руководство предложило директору птицефабрики «крышу над головой» в виде отсутствия проверок за системную плату.
Дмитрий Просвиряков, и.о руководителя первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР области: «Кроме того, указанными должностными лицами брались денежные средства от подчинённых сотрудников за лояльное отношение к ним, за увеличение коэффициента при выплате премии, за не привлечение к дисциплинарной ответственности. Также следует отметить тот факт, что после изменения законодательства служба ветеринарии утратила контрольно-надзорные функции».
Несмотря на статистику, сообщений о коррупции по сравнению с прошлым годом стало меньше - 108 против 159-ти. Разница практически в 32 процента.