Важнейшей задачей надзорной деятельности считается своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.
Прокуратурой Ивановской области в целях обеспечения действенного прокурорского надзора, учитывающего требования законодательства и международных обязательств Российской Федерации в области противодействия коррупции, а также эффективной координации деятельности правоохранительных органов в этой области, с учетом приоритетности данного направления прокурорской деятельности, систематически проводятся проверки исполнения законодательства о противодействий коррупции, о государственной и муниципальной службе в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений, уделяя особое внимание: исполнению требований законодательства о представлении служащими и иными лицами, на которых возложена эта обязанность, достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе; деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, а также подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Согласно статистическим данным в 2019 году органами прокуратуры области выявлено 858 нарушений закона названной тематики. В целях их устранения принесено 44 протеста, в суд направлено 9 заявлений на общую сумму 12 538 тыс. рублей, внесено 442 представления, к дисциплинарной ответственности привлечено 393 должностных лица, по постановлению прокурора привлечено к административной ответственности 36 лиц, в органы предварительного расследования в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлены 2 материала проверок, по результатам их рассмотрения возбуждены уголовные дела.
При осуществлении прокурорского надзора в указанной сфере первоочередными задачами является защита лиц, сообщающих о фактах коррупции, от преследования и ущемления их прав и законных интересов, оказание им бесплатной юридической помощи в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а также защита имущественных прав граждан, организаций и государства в случае нарушения их прав в результате совершения коррупционных правонарушений, достижение своевременного и полного возмещения причиненного ущерба, принятие исчерпывающих мер по выявлению фактов легализации имущества, полученного при совершении коррупционных преступлений, в том числе путем вывода активов за рубеж.
Регулярно, в сотрудничестве с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области, Управления Федерального казначейства по Ивановской области осуществляются проверки соблюдения антикоррупционного законодательства, в том числе регламентирующего вопросы предотвращения и урегулирования конфликта интересов, уведомления о склонении к совершению коррупционных правонарушений, направленные на обеспечение прозрачности, эффективности и результативности закупочной деятельности, возмещения ущерба, в случае его причинения, в том числе коррупционными правонарушениями.
Проверки в сфере закупок осуществляются прокурорами на основании плановых мероприятий, включая мониторинг официального сайта закупок.
В истекшем периоде 2019 года в деятельности государственных и муниципальных заказчиков Ивановской области выявлены многочисленные нарушения законодательства о противодействии коррупции, выразившиеся в несоблюдении требований закона о выборе способа определения поставщика.
В ходе проведенных прокуратурой проверок установлено, что должностными лицами заказчиков допускалось так называемое «дробление» закупок, не учитывались требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) о недопустимости ограничения конкуренции. Заключение договоров в обход конкурентных способов закупок способствовало получению материальной выгоды конкретными исполнителями по контракту (договору). Действия должностных лиц заказчиков в интересах таких исполнителей свидетельствуют о наличии признаков коррупции в соответствии со статей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ).
Всего в 2019 году выявлено заключенных подобным образом государственных и муниципальных контрактов на сумму более 18,6 млн. рублей.
По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования 7 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 15 – к административной. Среди привлеченных к административной ответственности лиц – бывший член Правительства Ивановской области – директор Департамента здравоохранения Ивановской области и бывший начальник указанного Департамента, которым назначено наказание в виде штрафов на общую сумму 330 тыс. рублей.
Усилиями прокуратуры области в 2019 году пресечены незаконные действия государственных заказчиков по установлению возможности произвольного формирования объекта закупки и цены контракта (договора), сроков его исполнения посредством заключения «рамочных» договоров (контрактов) с единственным поставщиком в отсутствие такого способа закупки в соответствующем Положении о закупках.
Указанными действиями создавались условия для информационной закрытости процедуры, возникновения личной заинтересованности должностных лиц заказчика и исполнителя, что является нарушением ст. 1, 2 Закона № 223-ФЗ, ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ. Установлено, что посредством заключения таких договоров неправомерно израсходовано свыше 165 тыс. рублей.
Также в 2019 году вмешательством прокуратуры области прекращены незаконные действия по передаче в аренду федерального имущества по 116 договорам. По переданному прокуратурой области в Ивановское УФАС России материалу проверки учреждение — арендодатель признано нарушившим ч. 1 и 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2016 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Органами прокуратуры организована и регулярно, в различных форматах проводится работа по предупреждению коррупционных и иных правонарушений. Координирующая роль прокуратуры в данном вопросе направлена на формирование нетерпимости к коррупции у различных категорий граждан. Так, в 2019 году только силами отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области проведено 12 мероприятий просветительской направленности среди подростков, студентов, а также работников и служащих исполнительных органов государственной власти Ивановской области.
В ходе мероприятий дана общая характеристика понятия коррупции, ее причин, видов и форм, разъяснены основные положения антикоррупционного законодательства, в том числе связанные с наступлением ответственности за коррупционные правонарушения, приведены примеры нарушений, имеющих коррупционную составляющую. Государственным служащим даны разъяснения в части предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе, озвучены наиболее типичные нарушения, допускаемые в указанной сфере.
За истекший период 2019 года проведенными проверочными мероприятиями в сфере соблюдения должностными лицами установленных антикоррупционным законодательством обязанностей, запретов и ограничений прокурорами выявлено 227 нарушений закона, внесено 77 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 94 должностных лица, среди которых: 17 лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, 6 лиц, замещающих муниципальные должности, 32 муниципальных служащих, 38 иных должностных лиц.
В основном выявленные нарушения закона связаны с представлением служащими недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – справки о доходах) и непринятием мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Так, проверкой исполнения обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера выявлено 189 нарушений закона, установлено занижение сумм полученного служащими дохода на сумму в размере 3 619 тыс. рублей, вскрыто 35 фактов неисполнения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в деятельности государственных и муниципальных служащих. В результате вмешательства прокуратуры лица, допустившие при исполнении своих должностных полномочий нарушение антикоррупционного законодательства, уволены с государственной службы.
Под постоянным контролем прокуроров находится исполнение служащими иных ограничений, запретов и обязанностей, а также фактов близкого родства с подчиненным лицом.
Установленные по результатам проверок обстоятельства послужили основаниями для прекращения полномочий председателя одного из контрольно-счетных органов и привлечения к дисциплинарной ответственности лица, допустившего непринятие мер к урегулированию конфликта интересов с подчиненной ему супругой.
Установленные факты нерассмотрения муниципальной комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов уведомлений о трудоустройстве бывших начальников отдела ЖКХ и благоустройства администрации Фурмановского муниципального района в организации, осуществляющие коммерческую деятельность в сфере ЖКХ послужили основанием для внесения Фурмановским межрайонным прокурором акта реагирования. Заявление прокурора о признании решения комиссии незаконным находится в стадии рассмотрения судом.
Пристальное внимание уделяется соблюдению антикоррупционного законодательства представительными органами государственной власти и местного самоуправления. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования, внесённых по результатам проведенных проверок, досрочно прекращены полномочия трех депутатов городского и сельских поселений, сложены полномочия одного из руководителей профильного комитета Ивановской областной Думы.
При осуществлении прокурорского надзора принимаются исчерпывающие меры по выявлению и пресечению фактов злоупотребления служебными (должностными) полномочиями с целью получения выгоды имущественного характера, дачи и получения взяток, коммерческого подкупа, иных коррупционных преступлений, нарушений запретов, обязанностей и ограничений, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», совершаемых государственными и муниципальными служащими, лицами, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности.
Так, вмешательством Тейковской межрайонной прокуратуры в суд направлено заявление о взыскании с председателя городской Думы г.о. Тейково 179 тыс. рублей ущерба, причиненного совершенными им преступлениями. Указанное должностное лицо с использованием своего служебного положения из корыстных побуждений с целью извлечения имущественной выгоды для себя и членов своей семьи в 2014-2018 годах при отсутствии оснований издавал распоряжения о выплате себе компенсации стоимости санаторно-курортного лечения, чем причинил ущерб местному бюджету.
На постоянной основе в рамках осуществления надзора в указанной сфере обеспечивается объективное и всестороннее рассмотрение обращений граждан и организаций о фактах правонарушений, имеющих коррупционную окраску. Так, за истекший период 2019 года отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции рассмотрено и разрешено более 100 обращений.
Также на постоянной основе прокурорами реализуются полномочия по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
В 2019 году установлены факты недостаточного нормативного правового регулирования общественных правоотношений в анализируемой сфере на региональном уровне. В целях устранения выявленных пробелов в адрес Губернатора Ивановской области прокуратурой области направлена соответствующая информация, в которой предложено рассмотреть вопрос о внесении изменений в соответствующий нормативный правовой акт.
Информация рассмотрена, в нормативный правовой акт вносятся изменения.
В органах местного самоуправления выявлено и опротестовано 29 незаконных нормативных правовых актов, 11 из которых приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства, 16 актов прокурорского реагирования находятся в стадии рассмотрения.
В отчетном периоде антикоррупционная экспертиза проведена в отношении 337 нормативных правовых актов органов государственной власти Ивановской области, а также в отношении 5219 НПА органов местного самоуправления.
По результатам экспертизы прокурорами внесено 33 требования об изменении НПА, принесено 220 протестов, внесено 33 представления.
В шести НПА органов государственной власти Ивановской области выявлено 40 коррупциогенных фактор, которые исключены из НПА по результатам рассмотрения актов прокурорского.
В НПА органов местного самоуправления прокурорами выявлено 346 коррупциогенных факторов, содержащихся в 276 НПА.
По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования коррупциогенные факторы исключены из 246 НПА органов местного самоуправления.
Причинами роста числа выявленных коррупциогенных факторов и НПА, их содержащих, являются активизация прокурорского надзора, снижение качества принимаемых НПА, непроведение антикоррупционной экспертизы органами их принявшими.
Повышенное внимание уделяется вопросам соблюдения организациями требований статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», принимаются дополнительные меры по обеспечению неотвратимости ответственности юридических лиц, виновных в совершении правонарушений, предусмотренных статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В анализируемом периоде прокурорами проведены проверки исполнения организациями, осуществляющими деятельность в сферах образования, здравоохранения, осуществления закупок, а также государственными и муниципальными учреждениями требований указанной статьи Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В целом в организациях меры по предупреждению коррупции, предусмотренные статьей 13.3 Закона № 273-ФЗ, реализуются. Вместе с тем анализ выявленных правонарушений указывает на недостаточность принятых мер, отсутствие организации работы по информированию работников о реализуемых в организациях антикоррупционных мерах, закреплению антикоррупционных обязанностей работников, контролю их соблюдения, несоответствие результатов деятельности подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупции и иных нарушений, требованиям законодательства.
Нарушения, связанные с ненадлежащим исполнением требований законодателя по организации деятельности в сфере противодействия коррупции выявлены центральных органах исполнительной государственной власти Ивановской области, на предприятиях и в организациях области.
Кроме этого, вмешательством Ивановской, Шуйской межрайонных прокуратур, Кинешемской городской прокуратуры, прокуратур Фрунзенского и Октябрьского районов г. Иваново в 17 организациях, участвующих в кооперации при исполнении государственных контрактов в сфере гособоронзаказа на территории Ивановской области, пресечены нарушения, связанные с неисполнением ими обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции.
Выявленные нарушения, а также причины и условия, им способствовавшие, устранены. В отношении должностных лиц, допустивших выявленные проверкой нарушения, проведены служебные проверки, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
В ходе проводимых проверок принимаются надлежащие меры к обеспечению неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ.
В истекшем периоде 2019 года Тейковская межрайонная прокуратура возбудила дело об административном производстве по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ по факту передачи 11.11.2017 директором ОГКУ «Тейковское лесничество» (далее – ОГКУ, организация) взятки государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Ивановской области в виде имущества на сумму более 8 тысяч 880 рублей. По результатам рассмотрения дела постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Тейковского судебного района ОГКУ «Тейковское лесничество» привлечено к установленной законом ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 тысяч рублей. Оно вступило в законную силу.
На регулярной основе в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся проверки соблюдения законности при получении и документировании информации о коррупционной деятельности, при принятии решений по ее проверке и последующей реализации в делах оперативного учета.
В анализируемом периоде наблюдается тенденция увеличения количества возбужденных уголовных дел о взятках, полученных должностными лицами контролирующих органов в сфере исполнения ими контрольно-надзорных функций, а также о мошенничестве, совершенном предпринимателями при распоряжении средствами государственной поддержки семей, имеющих детей.
Наиболее подвержены коррупционным проявлениям (взяточничеству) правоотношения, связанные со сферами: госсзакупок, социальной, жилищно-коммунальной.
Так, в рамках мероприятий по выявлению преступлений по получению «откатов» при осуществлении муниципальных закупок, по материалам Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Ивановской области по п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (взятка) в отношении бывшего генерального директора НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» возбуждено уголовное дело. На момент возбуждения уголовного дела имелись данные, что генеральным директором получена взятка в сумме 625 тыс. руб. от представителя организации — подрядчика за заключение муниципального контракта и приемку выполненных работ.
Всего за истекший период 2019 года зарегистрировано 112 преступлений коррупционной направленности, в суд для рассмотрения по существу направлено 30 уголовных дел рассматриваемой категории в отношении 33 лиц. Судами Ивановской области рассмотрено 42 уголовных дела коррупционной направленности в отношении 46 лиц.
Прокуратура области нацелена на продолжение реализации мер, направленных на обеспечение неотвратимости ответственности лиц за совершение правонарушений коррупционной направленности.