В заседании коллегии приняли участие заместители прокурора области Ткаченко Василий Гаврилович, Романский Евгений Иванович, старшие помощники прокурора области, начальники управлений, отделов, городской, межрайонные и районные прокуроры, приглашенные лица: директор Департамента экономического развития и торговли Ивановской области Лодышкин Александр Валерьевич и представитель сектора по обеспечению деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ивановской области Кафиатулина Ольга Николаевна.
С основным докладом о состоянии законности и практике прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности выступила начальник отдела по надзору за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности Музырина Татьяна Владимировна, которая сообщала, что надзор за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей направлен на обеспечение законности и свободы экономической деятельности.
В 2015 году достигнуты положительные результаты надзорной деятельности по защите прав предпринимателей.
За 11 месяцев 2015 года в указанной сфере надзора выявлено 2381 нарушение законов, 408 правовых актов, не соответствующих федеральному законодательству, принесено 368 протестов, по рассмотренным протестам отменено и изменено 349 незаконных актов, внесено 375 представлений, по рассмотренным представлениям 297 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, в суд направлено 67 заявлений, 3 должностных лица предостережены о недопустимости нарушения закона. По инициативе прокуроров 29 лиц привлечены к административной ответственности. Кроме того, по направленному в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ материалу проверки возбуждено 1 уголовное дело.
Значительное внимание уделено надзору за соответствием нормативных правовых актов требованиям федерального законодательства.
Прокурорами выявлялись региональные и муниципальные нормативные правовые акты, содержащие административные ограничения, препятствующие развитию предпринимательской деятельности и способствующие установлению избыточного контроля.
Например, в истекшем периоде 2015 года прокурорами выявлены незаконные положения в 132 нормативных правовых актах, содержащие административные ограничения, препятствующие развитию предпринимательской деятельности и способствующие установлению избыточного контроля, в связи с чем принесено 111 протестов, внесено 16 представлений.
В правовых актах содержались положения, обязывающие заявителей предоставлять излишние документы, устанавливающие необоснованные запреты и процедуры, ограничивающие конкуренцию и права субъектов проверок, незаконно увеличивавшие сроки оказания муниципальных услуг и сроки рассмотрения жалоб на ненадлежащее оказание таких услуг.
По всем фактам выявленных нарушений приняты меры прокурорского реагирования. Нарушения устранены. Правовые акты приведены в соответствие с федеральным законодательством.
Прокурорами проведены проверки в федеральных, региональных и муниципальных органах контроля, органах государственной власти и местного самоуправления, в организациях, оказывающих государственные услуги.
По результатам проверок нарушения прав предпринимателей выявлены в сферах государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, при осуществлении разрешительных полномочий, оказании государственных и муниципальных услуг, государственной и муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, арендных и земельных правоотношений, в сфере закупок, градостроительной деятельности и в других сферах.
Одной из наиболее значимых задач прокурорского надзора является обеспечение законности в деятельности контролирующих органов.
До настоящего времени выявляются факты проведения незаконных проверок, нарушения установленного порядка осуществления проверочных мероприятий, оформления их результатов и ознакомления с ними. Зачастую контрольные мероприятия проводятся неуполномоченными лицами, у хозяйствующих субъектов истребуются излишние документы, не во всех случаях обеспечивается своевременный доступ субъектов предпринимательской деятельности к информации о деятельности контролирующих органов, мероприятия по контролю проводятся в отсутствие решения на проверку.
По результатам проведенных проверок внесены акты прокурорского реагирования, виновные лица привлечены к административной и дисциплинарной ответственности.
На постоянной основе органами прокуратуры осуществляется надзор за исполнением Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).
Малые и средние предприятия играют существенную роль в экономике нашей области. Общее количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия, превышает 20 тыс. единиц. Среднесписочная численность работников на малых и средних предприятиях превышает 100 тысяч человек. Объем налоговых поступлений от указанных предприятий по итогам работы за 9 месяцев 2015 года составил 1,7 млрд. рублей. Содействие в развития малого предпринимательства является одной из государственных задач.
В целях улучшения состояния малого и среднего бизнеса в регионе принимаются меры к оказанию поддержки предпринимателям в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» в составе государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области», утверждённой постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 459-п (далее – подпрограмма).
В отношении поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне муниципалитетов также принимаются определенные меры. В большинстве муниципальных районов и городских округов приняты программы поддержки субъектов предпринимательства.
В целом программные мероприятия выполняются. Вместе с тем в указанной сфере правоотношений выявляются нарушения прав субъектов малого и среднего бизнеса как на региональном уровне, так и в муниципалитетах.
В 28 муниципалитетах прокурорами выявлены факты непринятия органами местного самоуправления программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, в 35 муниципальных образованиях в нарушение закона не были приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, в 14 муниципальных образованиях в нарушение закона координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства не были созданы.
Кроме того, в подпрограмме, а также в программах 3-х муниципальных образований выявлены коррупциогенные факторы, выразившиеся в отсутствии конкретных оснований для отказа в оказании поддержки, сроков уведомления предпринимателей об отказе в оказании поддержки, предъявлении к предпринимателям завышенных требований.
По всем выявленным нарушениям приняты меры прокурорского реагирования. Коррупциогенные факторы из программ исключены.
Прокурорами приняты дополнительные меры по укреплению состояния законности в сфере предоставления предпринимателям государственных и муниципальных услуг, в том числе в сфере лицензионно-разрешительной деятельности.
В органах федерального и регионального уровня, в органах местного самоуправления выявлены факты предоставления услуг с нарушением установленных сроков, с истребованием у заявителей излишних документов.
Особое внимание в ходе проверок обращено на соблюдение прав предпринимателей в сфере земельных отношений и градостроительной деятельности.
Прокурорами выявлялись нарушения законодательства о контрактной системе при размещении закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.
По всем фактам выявленных нарушений приняты меры прокурорского реагирования.
По итогам заседания коллегии выработаны конкретные предложения в целях повышения эффективности и результативности надзора за исполнением законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности.