НовостиПрокуратура Ивановской Области

Сегодня под председательством и.о. прокурора области Борздого Алексея Сергеевича проведено заседание коллегии прокуратуры области по вопросу: «Состояние законности и практика прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятель

11 декабря 2015г. 18:20

В заседании коллегии приняли участие заместители прокурора области Ткаченко Василий Гаврилович, Романский Евгений Иванович, старшие помощники прокурора области, начальники управлений, отделов, городской, межрайонные и районные прокуроры, приглашенные лица: директор Департамента экономического развития и торговли Ивановской области Лодышкин Александр Валерьевич и представитель сектора по обеспечению деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ивановской области Кафиатулина Ольга Николаевна.

С основным докладом о состоянии законности и практике прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности выступила начальник отдела по надзору за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности Музырина Татьяна Владимировна, которая сообщала, что надзор за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей направлен на обеспечение законности и свободы экономической деятельности. 

В 2015 году достигнуты положительные результаты надзорной деятельности по защите прав предпринимателей.

За 11 месяцев 2015 года  в указанной сфере надзора выявлено 2381 нарушение законов, 408 правовых актов, не соответствующих федеральному законодательству, принесено 368 протестов, по рассмотренным протестам отменено и изменено 349 незаконных актов, внесено 375 представлений, по рассмотренным представлениям 297 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, в суд направлено 67 заявлений, 3 должностных лица предостережены о недопустимости нарушения закона. По инициативе прокуроров 29 лиц привлечены к административной ответственности. Кроме того, по направленному в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ материалу проверки возбуждено 1 уголовное дело.

Значительное внимание уделено надзору за соответствием  нормативных правовых актов требованиям федерального законодательства.

Прокурорами выявлялись региональные и муниципальные нормативные правовые акты, содержащие административные ограничения, препятствующие развитию предпринимательской деятельности и способствующие установлению избыточного контроля.

Например, в истекшем периоде 2015 года прокурорами выявлены незаконные положения в 132 нормативных правовых актах, содержащие административные ограничения, препятствующие развитию предпринимательской деятельности и способствующие установлению избыточного контроля, в связи с чем принесено 111 протестов, внесено 16 представлений.

В правовых актах содержались положения, обязывающие  заявителей предоставлять излишние документы, устанавливающие необоснованные запреты и процедуры, ограничивающие конкуренцию и права субъектов проверок,  незаконно увеличивавшие сроки оказания  муниципальных услуг и  сроки рассмотрения жалоб на ненадлежащее оказание таких услуг.

По всем фактам выявленных нарушений приняты меры прокурорского реагирования. Нарушения устранены. Правовые акты приведены в соответствие с федеральным законодательством.

Прокурорами  проведены  проверки в федеральных, региональных и муниципальных органах контроля, органах государственной власти и местного самоуправления, в организациях, оказывающих государственные услуги.

         По результатам проверок нарушения прав предпринимателей выявлены в  сферах  государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, при осуществлении разрешительных полномочий, оказании государственных и муниципальных услуг, государственной и муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, арендных и земельных правоотношений,  в сфере закупок,  градостроительной деятельности и в других сферах.

Одной из наиболее значимых задач прокурорского надзора является обеспечение законности  в деятельности контролирующих органов.

До настоящего времени выявляются факты проведения незаконных проверок, нарушения установленного порядка осуществления проверочных мероприятий, оформления их результатов и ознакомления с ними. Зачастую контрольные мероприятия проводятся неуполномоченными лицами, у хозяйствующих субъектов истребуются излишние документы, не во всех случаях обеспечивается своевременный доступ субъектов предпринимательской деятельности к информации о деятельности  контролирующих органов, мероприятия по контролю проводятся в отсутствие решения на проверку.

По результатам проведенных проверок внесены акты прокурорского реагирования, виновные лица привлечены к административной и дисциплинарной ответственности.

На постоянной основе  органами прокуратуры  осуществляется надзор за исполнением Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон  № 209-ФЗ).

Малые и средние предприятия играют существенную роль в экономике нашей области. Общее количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия,  превышает 20 тыс. единиц. Среднесписочная численность работников на малых и средних предприятиях превышает 100 тысяч  человек. Объем налоговых поступлений от  указанных предприятий  по итогам работы за 9 месяцев 2015 года составил  1,7 млрд. рублей. Содействие в развития  малого предпринимательства  является  одной из государственных задач.

В целях улучшения состояния малого и среднего бизнеса в регионе принимаются меры к оказанию поддержки предпринимателям в рамках  подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» в составе государственной программы «Экономическое  развитие и инновационная экономика Ивановской области», утверждённой постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 459-п (далее – подпрограмма). 

В отношении поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне муниципалитетов также принимаются определенные меры. В большинстве муниципальных районов и городских округов приняты  программы поддержки субъектов предпринимательства.

В целом программные мероприятия выполняются. Вместе с тем в указанной сфере правоотношений выявляются нарушения прав субъектов малого и среднего бизнеса как на региональном уровне, так и в муниципалитетах.

В 28 муниципалитетах прокурорами выявлены факты непринятия органами местного самоуправления программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, в 35 муниципальных образованиях в нарушение закона не были приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, в 14 муниципальных образованиях в нарушение закона координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства не были созданы.

Кроме того, в подпрограмме, а также в программах 3-х муниципальных образований выявлены  коррупциогенные факторы, выразившиеся в отсутствии конкретных оснований для отказа в оказании поддержки, сроков уведомления  предпринимателей об отказе в оказании поддержки, предъявлении к предпринимателям  завышенных требований.    

По всем выявленным нарушениям приняты меры прокурорского реагирования. Коррупциогенные факторы из программ исключены.

Прокурорами приняты дополнительные меры по укреплению состояния законности в сфере предоставления предпринимателям государственных и муниципальных услуг, в том числе в сфере лицензионно-разрешительной деятельности.

В органах  федерального и регионального уровня, в органах местного самоуправления выявлены факты предоставления услуг с нарушением установленных сроков, с истребованием у заявителей излишних документов.

Особое внимание в ходе проверок обращено на соблюдение прав предпринимателей в сфере земельных отношений и градостроительной деятельности. 

Прокурорами выявлялись нарушения законодательства о контрактной системе при размещении закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

По всем фактам выявленных нарушений приняты меры прокурорского реагирования.

По итогам заседания коллегии выработаны конкретные предложения в целях повышения эффективности и результативности надзора за исполнением законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности.

 

Источник: http://prokuratura.ivanovo.ru/%d1%81%d0%b5%d0%b3%d0%be%d0%b4%d0%bd%d1%8f-%d0%bf%d0%be%d0%b4-%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d1%81%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be%d0%bc-%d0%b8-%d0%be-%d0%bf%d1%80%d0%be-2/