Контрольно-надзорная деятельность в сфере миграции УМВД России по Ивановской области реализуется, исходя из требований Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, утвержденного Приказом МВД России от 28.06.2022 № 468.
В рамках государственного контроля (надзора) в сфере миграции подразделениями УМВД России по Ивановской области, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 32 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» проведено 23 внеплановых выездных проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по результатам которых задокументировано 93 административных правонарушения в сфере миграции, из них:
- по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ – 18 (11 в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, 7 в отношении должностных лиц организации);
- по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ – 26 (из них: 4 – в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, 2 – в отношении должностных лиц);
- по части 1 статьи 18.9 КоАП РФ – 1 (в отношении организации);
- по части 2 статьи 18.9 КоАП РФ – 48 (в отношении должностного лица организации, в отношении организации).
По итогам указанных проверок юридическим лицам и предпринимателям, допустивших в своей деятельности нарушения законодательства в сфере миграции, вынесено 16 предписаний об устранении причин и условий, им поспособствовавшим. А также, вынесено 2 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований миграционного законодательства.
За 12 месяцев 2023 года сотрудниками УМВД России по Ивановской области проведено 1069 проверочных мероприятий, где за нарушения правил пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, а также за совершение правонарушений лицами, выступающими в качестве принимающей или приглашающей стороны, либо использующими иностранную рабочую силу составлено 3887 административных протоколов:
- ст.18.8 КоАП РФ (нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации) – 1600;
- ст.18.9 КоАП РФ (нарушение принимающей или приглашающей стороной правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства) – 1359;
- ст.18.10 КоАП РФ (незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации) – 279;
- ст.18.15 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, а также нарушение обязательных правил и условий при привлечении иностранной рабочей силы) – 239;
- ст.18.20 КоАП РФ (нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за выдачей патента) – 398;
- ст.19.27 КоАП РФ (представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета) – 12.
По-прежнему основными нарушителями миграционного законодательства Российской Федерации являются выходцы из стран бывшего СССР, а также граждане Российской Федерации, выступающие в качестве принимающей или приглашающей стороны, либо являющимися работодателями для иностранных работников.
В целях профилактики и пресечения нелегальной трудовой деятельности иностранных граждан, повышения уровня правовой грамотности заинтересованных сторон разработана и распространена среди работодателей и иностранных граждан, в том числе в местах предоставления государственных услуг в сфере миграции памятка с разъяснением требований миграционного и трудового законодательства при привлечении к трудовой деятельности иностранных граждан и последствиях их несоблюдения. Памятки размещены
и распространяются в подразделениях по вопросам миграции территориальных органов МВД России на районном уровне, многофункциональных центрах предоставления государственных услуг.
Информация о порядке осуществления трудовой деятельности ИГ направлена в Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции, с целью информирования работодателей, обращающихся по вопросу привлечения иностранной рабочей силы.
Поступающие в адрес УМВД от граждан, организаций обращения о фактах нарушений работодателями, использующими труд иностранных работников, требований миграционного законодательства, а также получаемая информация от органов государственной власти, местного самоуправления и из средств массовой информации рассматривается в соответствии с законодательством в установленные сроки.
УМВД особое внимание уделяется профилактической работе, направленной на разъяснение миграционного законодательства Российской Федерации. На постоянной основе проводятся рабочие встречи с руководителями национально-культурных объединений республики, представляющих интересы национальных групп, в том числе и иностранных граждан, по разъяснению норм действующего миграционного законодательств Российской Федерации. При проведении проверочных мероприятий проводится разъяснительная работа с работодателями и представителями предприятий Ивановской области для решения возникающих вопросов по оказанию помощи мигрантам в их адаптации и бесконфликтной интеграции в российское общество.